avangard-pressa.ru

Государственное регулирование процессов ценообразования и особенности формирования цен на мировых товарных рынках - Маркетинг

Цель семинарского занятия: рассмотреть законодательные основы и механизм государственного регулирования цен, ознакомиться с особенностями государственного регулирования цен в промышленно развитых странах, определить основные проблемы ценообразования и пути их решения для экономики, ознакомиться с особенностями формирования цен на мировых товарных рынках и содержанием конъюнктурно-ценовой работы при осуществлении внешнеторговых операций.

План семинарского занятия:

1. Значение и механизм государственного регулирования цен в условиях рыночной экономики.

2. Законодательное регулирование процессов ценообразования в России.

3. Регулирование цен в промышленно развитых странах.

4. Современные проблемы ценообразования России.

5. Особенности формирования цен на мировых товарных рынках.

Вопросы для обсуждения и самоконтроля:

· Необходимость государственного регулирования цен;

· Регулирование монополии и конкуренции;

· Применение общих принципов ценообразования;

· Методы государственного регулирования;

· Основные меры прямого государственного регулирования;

· Основные методы косвенного регулирования;

· Основные законы и нормативные документы, регламентирующие процессы ценообразования;

· Особенности формирования цен по основным товарным группам мировых рынков;

· Государственное регулирование внешнеторговых цен;

· Взаимосвязь цен мирового и внутреннего рынка;

· Особенности конъюнктурно-ценовой работы при импортных операциях;

· Конъюнктурно-ценовая работа при осуществлении экспортных операций.

Методические указания:

Экономике смешанного типа присущ такой вид управления, при котором государство создает эффективную систему регулирования экономики, не нарушая при этом механизмов рыночного саморегулирования. Составными системы регулирования экономических отношений являются подсистемы финансово-валютного, бюджетного, кредитного, налогового и ценового регулирования, главная цель функционирования которых - поддерживание баланса спроса и предложения, потребления и накопления товарной и денежной массы.

Влияние на производителей со стороны государства может быть прямым (путем установления определенных правил ценообразования) и косвенным (через такие экономические рычаги, как финансово-кредитный механизм, оплата труда, налогообложение).

Большинство стран применяют определенные принципы ценообразования, которые декларируются в виде законодательных актов, которые регламентируют порядок и методологию формирования цен. Основой российского антимонопольного законодательства является Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Закон содержит ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договора для хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение. Наличие последнего устанавливается на основе определения доли компании в общих продажах на рынке или определения совокупной доли, которую занимают на рынке несколько крупнейших (в смысле объема продаж) компаний.

Таким субъектам при некоторых исключениях запрещается:

1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства;

5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара;

6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

8) создание дискриминационных условий;

9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Наряду с этим федеральный закон «О защите конкуренции» вводит контроль за слияниями организаций, продажей и покупкой крупных пакетов акций компаний, а также запрет на согласование цен между хозяйствующими субъектами, раздел рынка и некоторые другие практики.

Государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется путем установления:

— государственных фиксированных цен (тарифов);

— предельных уровней цен (тарифов) или предельных отклонений
от государственных фиксированных цен (тарифов).

Государственные фиксированные и регулированные цены (тарифы) устанавливаются на ресурсы, которые оказывают определяющее влияние на общий уровень и динамику цен, на товары и услуги, имеющие большое социальное значение, а также на продукцию, товары и услуги, производство которых сосредоточенно на предприятиях – монополистах.

Изменение уровня государственных фиксированных и регулированных цен (тарифов) на отдельные виды продукции, товаров и услуг осуществляется в порядке и в сроки, которые определяются теми органами, которые согласно этому Закону утверждают или регулируют цены (тарифы). Изменение государственных фиксированных и регулированных цен (тарифов) может осуществляться в связи с изменением условий производства и реализации продукции, которые не зависят от хозяйственной деятельности предприятий.

Устанавливается ответственность за нарушение государственной дисциплины цен. Согласно законодательству вся необоснованно полученная предприятием, организацией сумма выручки в результате нарушения государственной дисциплины цен, подлежит изъятию в доход соответствующего бюджета в зависимости от подчиненности предприятия, организации. Кроме того, во внебюджетные фонды местных Советов взимается штраф в двукратном размере необоснованно полученной суммы выручки. Указанные суммы списываются со счетов предприятий и организаций в банковских учреждениях по решению суда (арбитражного суда). Лица, виновные в нарушении порядка установления и применения цен (тарифов), привлекаются к административной или уголовной ответственности.

Государством определены правовые основы ограничения монополизма и предотвращение его, недопущение недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности и осуществление контроля за соблюдением норм антимонопольного законодательства.

Изучение опыта ценообразования и регулирования цен в промышленно развитых странах дает возможность понять закономерности и тенденции этих процессов, которые оказывают содействие формированию ценового механизма в период перехода экономики к рыночной модели. История подтвердила неэффективность как монополизированной, так и чисто рыночной экономики, отдав преимущество экономике смешанного типа. Особенность последней заключается в том, что она представляет собой систему, которая объединяет на условиях равноправия государственный и негосударственный секторы, причем государственные органы создают эффективную систему регулирования экономики, не нарушая механизмов рыночного саморегулирования.

Основой для определения экспортных и импортных цен во внешнеторговой практике выступают мировые цены.Важнейшая особенность мировых цен сырьевых товаров состоит в том, что ре­шающую роль в определении их уровня играют не внутренние издержки и цены, а соотношение спроса и предложения на соответствующих мировых рынках.

Для осуществления внешнеторговой деятельности фирма должна провести комп­лексное исследование рынка и прежде всего изучить:

- конъюнктуру рынка данного товара, т. е. выявить существующий и ожидаемый спрос на него, на базе имеющихся источников информации определить уровень цен, по которым товар может быть предложен на рынке, тенденции их изменения;

- торгово-политические, транспортные и правовые условия работы на рынке, в частности содержание межправительственных соглашений, регулирующих ввоз товара, систему государственного регулирования внешней торговли в стране-импортере, включая уровень таможенного обложения предлагаемого экспортером товара, нетарифные барьеры;

- запреты и ограничения, порядок использования квот и получения лицензий, требования к сертификации товара, тарифы железных дорог и фрахт, законодательство по страхованию, а также законодательство, регу­лирующее деятельность иностранных фирм в стране-покупателе, и т. д.;

- фирменную структуру рынка, фирмы, которые играют ведущую роль на рын­ке данного товара и могут быть как потенциальными партнерами, так и конку­рентами.

Переход от мировой цены-ориентира к цене конкретной сделки состоит из двух этапов: установление исходной (базовой) цены и установление цены с учетом ком­мерческих условий поставки и технико-экономических характеристик изделия.

Внешнеторговые цены формируются на базе мировых пен в рамках внешнеторго­вой и таможенной политики, проводимой государством. Наиболее распространен­ный инструмент государственного регулирования внешней торговли, действующий через механизм ценообразования, — это таможенный тариф. Основными функ­циями таможенного тарифа являются протекционистская и фискальная функции. Протекционистская функция связана с защитой национальных товаропроизво­дителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает сто­имость последних при их реализации на внутреннем рынке страны-импортера и тем самым повышает конкурентоспособность аналогичных товаров, производи­мых национальной промышленностью. Фискальная функция таможенного тари­фа обеспечивает поступление средств за счет взимания таможенных пошлин в до­ходную часть бюджета страны.

В отношении применения налоговых инструментов к экспортным товарам об­щепризнанной является практика освобождения товаров, вывозимых из страны, от косвенных налогов, прежде всего от налогов на продажу, добавленную сто­имость и эквивалентных им налогов и акцизов.

Тесты:

1. Государственное регулирование цен – это:

а) объективное требование экономики переходного периода;

б) практика промышленно развитых стран;

в) инструмент современной рыночной экономики;

г) противодействие монополизации экономики.

2. Основной задачей государственного регулирования цен является:

а) сдерживание инфляционных ценовых процессов;

б) обеспечение оптимального соотношения монополии и конкуренции;

в) поддержание необходимого жизненного уровня населения;

г) поддержание баланса спроса и предложения, потребления и накопления товарной и денежной массы.

3. К косвенному государственному регулированию цен не относится:

а) налогообложение;

б) финансово-кредитное регулирование;

в) установление предельного уровня рентабельности производства;

г) все ответы верны.

4. Государственное регулирование цен согласно законодательству осуществляется путем:

а) установления государственных фиксированных цен;

б) предельных уровней цен (тарифов);

в) предельных отклонений от государственных уровней цен (тарифов);

г) все ответы верны.