avangard-pressa.ru

Государственное управление и право» - Право

первой ступени высшего образования

Факультет управления

Кафедра конституционного и международного права

Курс 1,2 (о,з) Семестр 2,3(о), 2,3,4(з) Лекции 60 (о), 16 (з) Практические занятия Семинарские занятия 30 (о), 8 (з) 30 (о), 8 (з) зачет – 2(о), 3(з) экзамен – 3(о),4(з) Самостоятельная работа 116 (о), 204 (з) курсовая работа 3(о), 4(з) Всего аудиторных часов по дисциплине 120 (о), 32 (з) Всего часов по дисциплине Форма получения высшего образования очная (о) заочная (з)

Составили:

А.И. Курак, к.ю.н., доцент

О.В. Сидоренко, старший преподаватель

Минск 2012

Учебная программа разработана на основе типовой учебной программы «Конституционное право» (регистрационный номер № ТД-Е.071/тип. 11.12.2008) и учебного плана специальности 1-26 01 02 «Государственное управление и право».

Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры конституционного и международного права.

Протокол №

от «___» ______ 2012 г.

Заведующий кафедрой

_________ М.Ф.Чудаков

Одобрена и рекомендована к утверждению учебно-методической комиссией факультета Института управленческих кадров

«__»_______2012 г. протокол №__ Председатель ______________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная программа по дисциплине «Конституционное право» разработана для студентов высших учебных заведений по специальности 1-26 01 02 «Государственное управление и право» на основе типовой учебной программы «Конституционное право» от 11.12.2008 № ТД-Е.071/тип.

Целью дисциплины «Конституционное право» является подготовка высококвалифицированных специалистов, обладающих профессиональными компетенциями для решения практических задач, формирование у студентов системы знаний о конституционном праве, способствование развитию самостоятельного правового мышления, демократических взглядов, широкого кругозора и профессиональной эрудиции будущих юристов.

Программа учебной дисциплины рассчитана на 236 учебных часов, из них

для очной формы обучения аудиторных: лекций – 60 часов, семинарских занятий – 30 часов, практических занятий – 30 часов; дисциплина изучается в течение 2 семестров; формой контроля по дисциплине является зачет – 2 семестр, экзамен – 3 семестр; защита курсовой работы – 3 семестр;

для заочной формы обученияаудиторных:лекций – 16 часов, практических занятий – 8 часов, семинарских занятий – 8 часов; дисциплина изучается в течение 3 семестров, формой контроля по дисциплине является зачет - 3 семестр, экзамен – 4 семестр; по дисциплине предусмотрена защита курсовой работы – 4 семестр.

Основными задачами дисциплины являются:

· формирование у студентов необходимой теоретико-методологической базы в области конституционного права;

· творческое осмысление процессов становления и действия Конституции Республики Беларусь;

· ознакомление с компетенцией, формами работы и нормативными актами органов государства в разрезе конституционного принципа разделения властей.

В результате изучения дисциплины студенты должны развить и закрепить следующие академические (АК) и социально-личностные (СЛК) компетенции:

АК-1 –владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения управленческих задач;

АК-2 – владеть системным и сравнительным анализом;

АК-3 – иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером;

СЛК-1 – иметь высокую гражданственность и патриотизм, знать права и соблюдать обязанности гражданина;

СЛК-2 – быть способным к социальному взаимодействию;

СЛК-3– обладать способностью к межличностным коммуникациям.

обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

ПК-1 – иметь навыки в подготовке управленческих решений;

ПК-2 – уметь формулировать правовые нормы и нормативные предписания;

ПК-3 – выявлять и анализировать фактические обстоятельства, повлекшие за собой юридически значимые последствия;

ПК-4 – анализировать законодательство, регулирующее взаимодействие органов государственного управления и общества в целом.

В результате освоения дисциплины «Конституционное право» студент должен

знать:

· ключевые понятия и основные положения теории конституционного права;

· содержание действующей Конституции Республики Беларусь, основных конституционно-правовых институтов, своеобразие норм;

· объекты и субъекты конституционного права;

· источники конституционного права и тенденции их развития;

· основы конституционного строя Республики Беларусь, основные (конституционные) права, свободы и обязанности человека и гражданина;

· принципы избирательной системы Республики Беларусь; порядок проведения референдумов;

· устройство и принципы деятельности государственной власти в Республике Беларусь;

· принципы взаимоотношений между личностью, обществом и государством;

· конституционные основы местного управления и самоуправления;

· конституционные основы организации и деятельности прокуратуры, комитета государственного контроля;

уметь:

· осуществлять правовое обеспечение деятельности государственных и общественных органов в области защиты прав человека и формирования структур политической власти;

· проводить экспертно-аналитическое правовое обеспечение организационно-политических и административно-управленческих решений; осуществлять анализ общественно-политических процессов в Республике Беларусь;

· способствовать правовому воспитанию граждан Республики Беларусь;

· использовать в своей деятельности конституционно-правовые документы;

· представлять, обеспечивать и защищать как внутри страны, так и на международном уровне права и интересы Республики Беларусь, государственных и общественных организаций, трудовых коллективов и граждан нашей страны;

иметь представление

· о политических процессах в Республике Беларусь.

Дисциплина «Конституционное право» опирается на предварительное изучение студентами социально-гуманитарных, экономических и правовых дисциплин, предусмотренных учебным планом по специальности.

Рекомендуемые методы обучения. Основными видами учебных занятий являются лекции, семинарские, практические занятия и самостоятельная работа студентов. Основной формой полготовки является самостоятельная работа.

Чтение лекций предусматривает систематизированное изложение тем учебной дисциплины с учетом современных научных достижений с целью обобщения теоретического материала, содержания нормативных правовых актов и практики их применения. В лекциях даются основы теоретических знаний по дисциплине, раскрываются наиболее сложные вопросы конституционного права.

Основной целью семинарских занятий является обсуждение наиболее важных вопросов конституционного права, решение студентами ситуационных задач на основе лекционного материала, а также анализ правовых документов и учебной литературы.

В числе эффективных педагогических методов обучения, способствующих вовлечению студентов в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения разнообразных задач, следует выделить:

1. Проблемное обучение (проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский методы);

2. Коммуникативные технологии, основанные на активных формах и методах обучения (дискуссия, круглый стол и др.);

3. Методы анализа конкретных ситуаций.

Контроль подготовки студентов, качества обучения осуществляется в процессе практических занятий путем выполнения письменных контрольных заданий (в том числе тестовых), а также путем проверки способности студентов решать конкретные практические ситуации.

При преподавании дисциплины используются следующие методы воспитания:

· методы формирования сознания личности (беседы, лекция, диспут, метод примера);

· методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);

· методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);

· методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

Организация самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа студентов включает: изучение нормативных правовых актов по темам учебной дисциплины с последующим обсуждением на семинарских занятиях, изучение специальной литературы, подготовка сообщений и докладов к семинарским занятиям, студенческим конференциям, подготовка научных работ.

II. Содержание учебного материала