avangard-pressa.ru

Государственное вмешательство в рыночное ценообразование и его формы. Государственный контроль за ценами, его позитивные и негативные последствия - Производство

Тема 2.

Рыночная система - система отношений по поводу купли-продажи товаров и услуг, способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в частной собственности, а распределение ресурсов, производство, обмен и потребление товаров и услуг осуществляются на основе спроса и предложения. Рыночная экономика опирается на принципы свободы предпринимательства и выбора.

Платежеспособный спрос - это потребительский спрос, выраженный в сумме денег, которая тратится населением на приобретение товаров и услуг. На него влияют:
– уровень цен;
– экономические ожидания;
– накопленное богатство;
– традиции в обществе;
– уровень налогообложения;
– политическая и демографическая ситуация;
– ставки % по кредитам.

Величина спроса- это количество предметов торговли (товары, услуги), которые согласны приобрести в определенном месте, в данное время и за определенную цену покупатели. Величина спроса зависит от доступности товара, ожидания потребителей, использования рекламы, величины доходов потребителей, изменения моды и вкусов, уровня цен на взаимозаменяемые товары, количества населения, размеры рынка. Величина спроса на определенный товар всегда в некотором соотношении зависит от его стоимости - это основной показатель, влияющий на ее изменение.

Индивидуальный спрос — спрос, предъявляемый на рынке отдельным покупателем.

Рыночный спрос — суммарный спрос, предъявляемый на рынке всеми покупателями.

Величина предложения –это такое количество товара, которое продавцы могут и хотят реализовать на рынке при данных ценах.

Равновесие - ситуация, при которой при данной цене величина объема спроса равна величине объема предложения.

Равновесная цена - цена, при которой объем спроса равен объему предложения. Выражается как Qd(P) = Qs(P).

Паутинообразная модель описывает динамический процесс приспособления на рынках, отслеживая всю траекторию корректировки цен и объема выпуска при движении от одного состояния равновесия к другому.

Паутинообразная модель обычно используется для описания колебаний цен на рынках сельскохозяйственной продукции, где большой временной интервал, например между севом и сбором урожая, обусловливает запаздывание реакции предложения на изменение цены.

Паутинообразная модель - модель, отображающая рыночную ситуацию, при которой объем спроса определяется исходя из цены текущего периода (t), а объем предложения - на основе цены предыдущего периода (t - 1).

Основными средствами государственного воздействия на тот или иной рынок являются: налоги, субсидии, установление фиксированных цен или фиксированных объемов производства товаров.

Государственное вмешательство в рыночное ценообразование и его формы. Государственный контроль за ценами, его позитивные и негативные последствия.

Самым мягким и “цивилизованным” средством государственного вмешательства в работу рыночного механизма являются налоги, которые не изменяют условия протекания рыночных процессов и не ограничивают свободу действий рыночных субъектов.

Введение поштучного (акцизного) налога, уплачиваемого продавцом, приводит к сокращению равновесного объема рынка, повышению цен, фактически уплачиваемых покупателями, и снижению цен, фактически получаемых продавцами.

Формы гос-го вмешательства:

1) прямые,

2) косвенные.

При помощи прямых методов государство непосредственно воздействует на порядок, методы определения и уровень цен. К ним можно отнести:

-регламентирование порядка определения издержек и норм прибыли,

- замораживание, т.е. блокирование повышения цен,

- установление верхнего и нижнего пределов цен,

- ограничение нормы прибыли,

- обязательное снижение цены при снижении цен на потребляемое сырье,

- различного рода дотации,

- изменение уровня таможенных пошлин на экспортируемые и импортируемые товары.

- установление пределов возможного роста цены за определенный период времени или предельного уровня цены (минимального или максимального).

- установление паритетных цен, т. е. установление взаимосвязанных цен, когда изменение цен на одни товары ведет к соответствующему изменению цен на другие товары;

- установление рекомендательных цен.

Косвенное регулирование - вмешательство в ценообразование, которое обеспечивается применением совокупности способов и средств, которые способствуют товарному расширению на рынке, увеличению рыночного спроса, управлению доходами населения, регулированию налогов.

Косвенное регулирование - это регулирование не самих цен, а факторов, влияющих на них. Оно осуществляется с помощью учетной ставки процента, налогов, дотаций, доходов, валютного курса, экспортно-импортных пошлин и квот.

Основными формами косвенного государственного регулирования являются:

1) проведение государственных закупок;

2) регулирование денежного обращения, в т. ч. валютного курса;

3) налогообложение;

4) кредитная политика, в т. ч. уровень учетной ставки;

5) дотации;

6) различные таможенные пошлины и квоты;

7) индексация заработной платы;

8) регулирование государственных расходов;

9) установление норм амортизации и др.

Положительные последствия: социальная стабильность (контроль цен на социальные продукты и т. п.), равномерное развитие экономики (поддержка слаборазвитых отраслей, поддержка малого бизнеса и т. п.)

Отрицательные последствия: появление теневой экономики (потеря налогов в бюджет), товарный дефицит (среди товаров, над которыми существует госконтроль), формирование неконкурентоспособных отраслей, фирм (среди тех, кого поддерживает государство).

Возможны варианты эластичного и неэластичного спроса, отражающего чувствительность рынка к изменению цены на товар. Эти характеристики спроса определяются рядом факторов: товару нет или почти нет замены; покупатели не сразу замечают изменение цены; покупатели медленно меняют свои привычки и не ищут дешевых заменителей; покупатели считают, что повышение цены оправдано повышением качества. Эластичный спрос означает заметное его изменение при незначительном росте цен; при неэластичном — эта зависимость почти не отслеживается. Если спрос эластичен, то предприниматель должен задуматься о снижении цены, так как это принесет большой доход за счет увеличения массы продаж. Такой подход может ограничиваться пока нет пропорционального роста издержек по производству и сбыту. Необходимо, однако, учитывать, что на спрос влияют и неценовые факторы: реклама, престижность (мода) и др. Поэтому при анализе спроса приходится учитывать и их влияние, соотнося дополнительные расходы с увеличением сбыта. Показано увеличение спроса за счет неценовых факторов, позволяющих «сдвинуть» кривую спроса вправо (показано пунктиром) С3 > С1 при одной и той же цене товара.

Эластичность предложения по цене - показатель, отражающий степень чувствительности предложения к изменению цены предлагаемого товара.

Ситуация, когда объем предложения товара ос­тается практически неизменным вне зависимости от изменения цены -этонеэластичное предложение. Примером рынка, для которого характерно неэластичное предложе­ние, может служить рынок свежей рыбы. Ведь продать ее необхо­димо в любом случае при любой цене, иначе этот товар просто ис­портится и его будет вовсе невозможно реализовать. Второй случай - ситуация обратная первой. Здесь незначительное изменение цены товара вызывает значительное изменение объема предложения, т. е. речь идет об эластичном предложении. Третий, промежуточный, случай - изменение цены товара полностью компенсируется изменением объема предложения. Здесь имеет место предложение с единичной эластичностью.

Тема 3.