avangard-pressa.ru

Государство и право в Древнем Египте - Юриспунденкция

Предмет и метод науки ИГПЗС

ИГПЗС — это наука о государстве и праве отдельных зарубежных стран мира в процессе их возникновения, развития и функционирования в хронологической последовательности, в конкретной исторической обстановке.

Предмет ИГПЗС- исторические процессы развития сложной системы государственных и юридических институтов.

Методы ИГПЗС – совокупность приемов, путей и способов, используемых при получении истинных знаний о процессах возникновения и эволюции государственно-правовых явлений.

1) Всеобщие методы познания:

- диалектический: когда все явления и процессы рассматриваются во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развития.

- метафизический: когда все предметы, явления, рассматриваеются в количественном изменении (уменьшении или увеличении, в простом перемещении, повторении пройденного)

2) Общенаучные методы:

- синтез: объединение ранее разрозненных понятий в целое;

- анализ:разложение по признакам понятий на составные части;

- дедукция: рассуждения от общих положений к частным

- индукция: рассуждения от частных фактов переходят к выделению принципов, общих положений теории, установлению закономерностей.

3) Специальные научные методы:

- сравнительный метод: когда выявляются сходства и различия в объектах и явлениях;

- исторический метод: когда внимание уделяется формированию, развитию и динамике изучаемых объектов;

- прогностический: когда совокупность приемов, позволяющих составить научно-обоснованные прогнозы о будущих состояниях государственно-правовых явлений;

- логический: когда изучаются закономерности и раскрываются объективные законы, на которых базируется данная сущность.

4) Частно-научные методы

- формально-юридический: когда определяются юридические понятия, выявляются их признаки, проводится классификация;

- сравнительно-правовой: когда сопоставляются различные правовые системы либо их отдельные элементы (законы, юридическая практика) в целях выявления их общих и особенных свойств.

2. Общество древнего Востока. Общая характеристика институтов права и государства.

Первые цивилизации возникли в долинах великих рек: Нил, Евфрат, Тигр, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы. В бассейнах рек можно было эффективно развивать хозяйство благодаря плодородию почв, а в последующем при налаживании системы искусственного орошения и отвода воды (ирригации и мелиорации).

Особенности общественного строя стран ДВ:

1. Сохранение значительных пережитков первобытнообщинного строя: преобладание коллективной формы собственности на средства производства над частной, а также на рабов в форме общинной, храмовой и государственной собственности.

2. Рабство носило патриархальный (домашний характер). Рабы не составляли главную производительную силу общества, т.е. производством материальных благ, сельским хозяйством и ремеслом занимались в основном люди, которые считались свободными

3. Длительное сохранение сельской общины, носившей территориальный характер и являвшейся основной производственной структурой древневосточного общества.

4. Земля находилась не в частной, а в государственной или государственно-общинной собственности

Особенности госстроя стран ДВ: типичной формой правления была деспотия, т.е. полного бесправия жителей перед лицом государства, которая:

1) неограниченной наследственной властью монарха;

2) обожествлением его личности и сосредоточением в его руках всей религиозной власти;

3) наличием централизованного бюрократического чиновничьего аппарата;

4) признанием монарха верховным собственником всей земли;

Государственный аппарат древневосточных государств создавался в соответствии с этими основными функциями.

Внутренние:

1) организации общественных работ в силу особых климатических условий и почвы, которые требовали создания сложных ирригационных систем;

2) подавление недовольства и массовых выступлений народных масс;

Внешние: защита своей территории от внешней опасности и захват чужих территорий, ограбление чужих народов, захват военнопленных с целью превращения их в рабов.

Отрасли управления государства:

1) финансовое ведомство;

2) военное ведомство;

3) ведомство общественных работ.

Таким образом, можно сделать вывод, что в Древнем Египте было достаточно высокоразвито законодательство. Многие народы переняли опыт древних египтян. Так, отдельные статьи законов Хаммурапи имели своим источником древнеегипетское право. В Древней Греции идея отмены долговой кабалы была введена из древнеегипетского законодательства. Древнеегипетское право повлияло на создание права Древнего Рима

4.Кодекс царя Хаммурапи. Общая характеристика

Государство возникло в южной части долины рек Тигра и Евфрата. Древнее население Месопотамии — шумеры.

Государственный строй - восточная деспотия. Вся полнота власти находилась в руках царя. Центр управления — царский двор. Государство было разделено на области, во главе которых стояли царские наместники. Население делилось на свободных, полузависимых и зависимых, т.е. рабов.

Хаммурапи — царь Вавилона, искусный политик и полководец, с его именем связано возвышение Вавилона. Наивысшего расцвета Вавилон достигает при правлении царя Хаммурапи

Свод законов Хаммурапи (Кодекс Хаммурапи)созданный Хаммурапи в конце его правления является одним из древнейших законодательных памятников. Сохранился в виде клинописной надписи на чёрной диоритовой стеле, найденной французской археологической экспедицией Жака де Моргана в ходе раскопок в 1901—1902 годах в Сузах (территория древней Месопотамии) территория современной провинции Хузестан в Иране.

Состоит из преамбулы, текста и заключения. Современные издатели делят свод на 282 статьи (37 статей, как полагают многие, были стёрты ещё в древности, но частично восстановлены по глиняным табличкам, найденным в различных местах.

Причины, породившие возникновение законов:

- создание единого законодательства для всего государства,

- укрепление государственной власти,

- забота об армии,

- необходимость снять социальное напряжение в обществе. Например, долговая кабала ограничивалась 3 годами и установлены проценты по договору найма.

Источники законов Хаммурапи:

- правовые обычаи;

- законы;

- судебная практика;

- религия;

- административные распоряжения должностных лиц.

Если попытаться систематизировать статьи этого кодекса, то можно изложить их в следующем порядке:

- статьи, имеющие отношение к процессу;

- охрана собственности царя и др. лиц;

- имущественные отношения и ответственность за имущественные преступления;

- операции с недвижимостью и деликты в отношении недвижимости,

- торговля и иные коммерческие операции, включая деликты в этой области;

- семейно-брачные отношения,

- наследственные отношения,

- правовой статус должностных лиц,

- меры по защите личности, нормы, регулирующие договор найма и другие правоотношения.

Основаниями возникновения обязательств по закону Хаммурапи являются:

- обязательства из договоров:договоров займа, купли-продажи (сделки в кредит и сделки за наличный расчет), мены, поклажи, товарищества, найма (недвижимости, движимых вещей, включая рабов, личный наем). Ответственность за неисполнение договора была как имущественной, так и личной

- обязательства из причинения вреда: здоровью, имуществу

Семейное право. Семейному праву законы Хаммурапи посвящают примерно 70 статей. Брак заключался путем брачного договора между женихом и отцом невесты. При выдаче дочери замуж отец давал ей приданое, и оно не являлось собственностью мужа в случае смерти женщины. Приданое наследовали ее дети. Если детей в браке не было, то приданое возвращалось в семью женщины. Также, если приданое растрачивалось, то его восполняли из имущества мужа. В Древнем Вавилоне были разрешены браки между свободными и рабами. Дети от их брака были свободными. Глава семьи — муж. Он решал все вопросы и имел неограниченное право на развод и мог выгнать жену из дома или оставить ее в доме рабой и жениться на другой женщине. Женщина могла подать на развод при наличии следующих оснований: измена мужа, оставление мужа дома без особых на то оснований и если муж обвиняет жену в измене без каких-либо доказательств.

Право наследования. Имело место наследование по закону и по завещанию. В наследовании по закону все наследство делится между сыновьями. Дочери получали приданое, которое равнялось доли наследования сыновей. Дети рабыни также получали часть наследства в том случае, если отец при жизни признавал их. Отец может лишить наследства сына, который совершил тяжкий грех в отношении отца. Этот вопрос решался в судебном порядке. Наследство по завещанию существовало в зачаточном состоянии. Отец при жизни мог подарить сыну, который ему нравился, определенное имущество, например, дом или сад. Договор дарения составлялся в письменной форме. При смерти мужа жена получала «вдовью долю». Если при жизни муж не оставлял ей долю, то ей выделяли часть из общего наследства. Преступление и наказание.

Наказания в законахХаммурапи были строго определены, но не все указаны. Существовали государственные, религиозные, должностные, воинские преступления, преступления против собственности, личности, нравственности.

За преступления назначались следующие наказания: смертная казнь; телесные наказания (болезненные, членовредительские и позорящие), изгнание из общины, штраф, отстранение от должности судьи, если тот брал взятки. При этом сохранялась коллективная ответственность общины.

Суд и процесс. Суд и процесс, как в Древнем Египте, не отделен от администрации. Судьями были чиновники, а высшим судьей — царь. В больших городах создавались и профессиональные суды.

Суд велся публично.

Если дело касалось интересов частного лица, то дело возбуждалось по инициативе потерпевшего (истца).

Явку виновного (ответчика) и других участников в суд обеспечивал потерпевший. При этом не было деления на гражданские и уголовные дела.

Суд ведет себя пассивно. В судах происходил обвинительно состязательный процесс между потерпевшим и виновным. В процессе стороны — равны.

Доказательствами в суде являлись свидетельские показания сторон, письменные документы, клятвы, ордалии (суд божий): испытание водой, котелком. Решение суда фиксировалось письменно. Вынесенное судом решение не подлежало изменению. Право на обжалование принадлежало только царю.

Законы государственные

Государственное управление.

Израильский народ - союз из 12 колен (13е- колено Левия).

- глава и представитель колена - избранный начальник

- выборные из старейшин (70 чел.)

- судьи (самая многочисленную группа); должность судьи введена Моисеем, когда он перестал справляться с потоком мелких дел, нуждавшихся в разрешении. По серьезным вопросам они должны были докладывать дела непосредственно пророку.

- священническое и одновременно светское руководство всеми коленами со времен Моисея осуществлял пророк;

Монархия в Иудее:

- возникла с усложнением общественной жизни;

- выборы царя: сначала по жребию выбирали колено, из которого будет избран царь, затем род, и только из рода выбирали конкретного человека;

- первый общеиудейский царь Саул.

Власть царя (небезгранична: запрет проводить конфискацию имущества подданных, отдавать их в рабство и др.):

- налогообложение подданных;

- наложение литургии;

- суд над подданными;

- командование войском;

- некоторые священнические функции;

- назначал в каждом городе по семь судей из наиболее уважаемых жителей.

Уголовное право:

наказанию подлежали как люди, так и животные (бодливый вол);

не была полностью ликвидирована кровная месть

Преступления:

- сакральные - идолопоклонство, богохульство, ворожба / наказание - смертная казнь.

- против личности: умышленное и неумышленное убийство / наказание - телесных повреждения; имущественные - убийство раба, кража / наказание - пятикратный штраф, если не мог выплатить – рабство;

- против нравственности - непочитание родителей, прелюбодеяние, всякие извращения: мужеложество, скотоложество / наказание – смерть;

- государственные – измена / наказание – смерть.

Суд и процесс

- верховный судья - пророк, а затем царь;

- процесс был гласным, шел при стечении народа;

- свидетельские показания под присягой – главные док-ва;

- свидетелей должно было быть несколько;

- лжесвидетельство назначалось наказание, которое ждало бы обвиняемого в случае осуждения;

Система, основу которой заложили законы Моисея, и по сей день оказывает влияние на умы и сердца сотен миллионов людей по всему земному шару. Что же касается самого правового памятника, нормы в нем сгруппированы, но их группы, регулирующие ту или иную сферу общественной жизни, располагаются, если так можно выразиться «историческими пластами», соответствующими тому времени, когда составлялась та или иная конкретная книга Ветхого Завета.

Законодательство Драконта

Дра́конт афинянин, один из древнейших законодателей Греции. Автор первых писанных законов для Афинской республики в 621 г. до н. э.; Свод законов, введенный им, был так суров, что возникло крылатое выражение драконовские меры, относящееся к чрезвычайно строгим наказаниям;

Законы об убийстве, отмеченные именем Драконта, сохраняли силу с некоторыми, вероятно, изменениями долгое время и после Солона, а после олигархического переворота 411 г. до н. э. драконовские положения уголовного права были снова начертаны на каменных скрижалях и выставлены на городской площади ко всеобщему руководству; они были в силе ещё в IV в., как видно из многократных на них ссылок Демосфена. По-видимому, Драконт внёс в афинское право различие между убийством умышленным и ненамеренным; определил условия, при которых ненамеренное убийство признавалось не наказуемым, и допускало примирение родственников убитого с убийцей. Законодательство Драконта было направлено к охране имущественных интересов господствующего меньшинства, к которому принадлежал сам Драконт. Кража полевых плодов наказывалась смертью, как святотатство, кощунство или предумышленное убийство. Вообще смертная казнь занимала преобладающее место в ряду наказаний, определяемых законами Драконта, благодаря чему суровость их вошла в поговорку ещё в древности.

Законодательство Солона.

Предпринятые Драконтом меры оказались половинчатыми, поэтому в 594 г. до Р.Х. к архонтству был призван Солон, чтобы провести окончательное устройство государства.

Законы Солона представляли собой полный свод публичного, частного права в 3 частях. Особое место в них занимало религиозное право (обряды погребения, жертвоприношения, ритуального очищения). Законы были впервые «опубликованы»: их написали на мраморных барабанах, которые крутились и таким образом можно было найти нужный закон.

Солон усовершенствовал тимократию Драконта и провел достаточно радикальную социальную реформу (долгового рабства), снявшую угрозу социального потрясения: "Солон освободил народ и в текущий момент и на будущее время, воспретив обеспечивать ссуды лич­ной кабалой. Затем он издал законы и произвел отмену долгов как частных, так и государственных, что называется сисахфией, потому что люди как бы стряхнули с себя бремя" (Аристотель. Афинская полития. 6. 1).

Солон ввел более четкое деление афинского общества на разряды. Первый, высшый разряд пятисотмерников - те, кто получал доход со своей земли не менее, чем 500 мер сухих и жидких продуктов. Второй разряд - трехсотмерники или те, кто мог содержать коня. Третий высший разряд - зевгиты или двухсотмерники. Отличительной особенностью этих разрядов было то, что они имели исономию в полном объе­ме - имели доступ к должностям полиса. Четвертый раз­ряд - феты (букв, "батраки") имели право участвовать только в Народном собрании (Экклесии).

Солон создал новый орган государственного управления - совет четырехсот, который ежегодно избирался из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени. Также Солоном был создан суд присяжных - гелиэя, в ее состав могли входить граждане всех четырех разрядов.

Однако несколько лет спустя после солоновской реформы город снова оказался во власти политических партий, которые отражали не ценз, а именно политические интересы. Тимократия Солона строилась на аристократическом прин­ципе владения землей, но демократы боролись не за право владеть землей, а за равное право занимать государст­венные должности, т.к. они открывали дорогу к широкому соци­альному регулированию положения народа посредством государственной власти.

Цель - не сделать всех равными в основании - земельной собственности или в чем-то ином, т.к. это не реально по физической при­чине. Реальным казалось только равенство в субъективном смысле, в смысле занятия государст­венных должностей и равном распределении доходов; тем более, что опыт Солона подсказывал возможность этого пути. Проблема, следовательно, состояла в том, что­бы равенство объектов было заменено равенством субъектов.

Реформы Клисфена

В 508 г. до Р.Х. Клисфен из рода Алкмеонидов реформировал основу деления афинского на­селения - филы. Он распределил всех граждан между 10 филами вместо 4. Он хотел смешать их, чтобы боль­шое число людей получило возможность участия в делах государства.

Вновь образованная фила представляла не сплошную территорию, а непременно была соединением трех отдельных территориальных единиц - триттий, которые включа­лись в филу по жребию. Триттия состояла из трех демов(институт местного самоуправления – территориального и военного), возглавляемых Демархом, который избирался жребием на 1 год, ведал делами дема и приводил в исполнение постановления демовых собраний. Всего Клисфеном было образовано 90 демов. Демы были трех родов: прибрежные, горные и равнинные. Таким образом, фила объединяла демы трех видов, население которых уже не могло преследовать никаких интересов, кроме интересов всего полиса. Фратрии и роды Клисфен оставил без изменений, не покушаясь на культ.

Со времен Клисфена у афинян вошла в упот­ребление поговорка "не считаться филами", т.е. не обращать внимание на происхождение.

Совет 400 упразднен, вместо него создан Совет 500, состоял из представителей 10 фил, избранных по 50 от каждой. Коллегия архонтов утратила свое значение и была образована коллегия 10 стратегов. Имущественный ценз для занимания высших должностей сохранился. Клисфен ввел т.н. остракизм или суд черепков. Посредством него народное собрание получило право изгонять из государства на 10 лет граждан, которые по мнению народа становились опасными для демократии.

Общий итог этих нововведений выразился, согласно Аристотелю, следующим образом: "В результате этих изменений государственный строй стал гораздо более демократическим, чем солоновский". Так Афины перешли от аристократии к демократии.

УЧЕНИЕ ОБ ИСКАХ

Правом на иск (dike) в Афинах обладал только совершенно­летний гражданин. За метэков в начале это делал их простат, впоследствии метэки стали это делать сами. Иск мог быть подан только лично, представительство не допускалось.

Наиболее общими видами исков были иски частные и публичные (защита общих интересов). Изначально в письменной форме подавались некоторые публичные, а позднее все виды исков. Публичный процесс требовал объявления о нем народу, частный такой публикации не требовал. По публичным искам истцу не полагалось никакого возна­граждения, кроме морального удовлетворения от сознания ис­полненного гражданского долга. Частный иск предполагал материальную выгоду. От частного иска в отличие от публично­го, истец мог отказаться в любую минуту. Предъявление публич­ного иска не требовало уплаты судебной пошлины, тогда как процесс по частному иску не начинался без ее уплаты. Частные иски могли быть направлены против личности и иски о вещах.

СУДЕБНЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

Неформальные доказательства, например, атмосферное явление, истолкованное мантиками. Но фор­мальным Божьим Судом это не являлось.

Свидетельские показания (до IV в. до Р.Х. - устные, потом письменные, зачитывались в суде). Свидетелями не могли быть: лицо заинтересован­ное, недееспособное, лишенное прав, свидетель по слухам (не очевидец), женщина и дети. Допускались свидетельства со слов умерших, заочные показания от находящихся за грани­цей лиц, метэков и рабов (под пыткой). В качестве свидетельства можно было рассмотреть широко известный факт, знакомый суду. Лжесвидетельства наказывались.

Документы.Законы, дого­воры, завещания и т.п. акты.

Клятва и пытка – только как подтверждение основных доказательств - свидетельств и доку­ментов.

ВИДЫ ПРОЦЕССОВ(krisis)

Процесс и его стадии зависели от вида судебной инстанции, где рассматривался иск.

Суд в Ареопаге. В могилу убитого его ближай­ший агнат втыкал копье в знак предстоящего мщения. Дело передавалось на предварительное рассмотрение архонту-басилевсу. 3 месяца - следствие. На 4-й месяц ар­хонт определял, какому суду подлежит убийца - Ареопагу или эфетам.

Ареопаг рассматривал дело в течение 3 дней на от­крытом воздухе и ночью. Обвиняемый при произнесении речи стоял на "камне обиды", обвинитель - "камне непрощения". В каждую ночь произносилась речь обвинения и защиты. После первой ночи обвиняемый мог беспрепятственно удалиться в добровольное пожизненное изгнание, после 2-й ночи уже не мог. На 3-й день судьи по приглашению архонта-басилевса голосовали решение. Если подавалось равное количе­ство голосов "за" и "против", обвиняемый считался оправдан­ным.

Суд в Гелиэе.Процесс начинался с вызова (в присутствии двух свидетелей) ответчика к тому магистрату, кото­рый имел право на предварительное рассмотрение иска. В случае отка­за явиться ответчик проигрывал дело. В установленный день истец и ответчик прибывали к маги­страту, истец платил пошлину в зависимости от цены иска.

По получении иска магистрат проводил предварительное следствие (анакрисис), выяснялись все обстоятельства дела, приводились доказательства, опрашивали истца и ответчика, их ответы фиксировались. Доказатель­ства складывались в особые сосуды и опечатывались. Стороны могли договориться во время этой стадии о перенесении их дела к диэтетам. Запрещалось за­тягивать время анакрисиса (вчинение встречного иска, оспаривание юрисдикции, и т.п.).

День заседания гелиэи для окончательного рассмотрения дела определялся жребием. Окончательное заседание суда начиналось с зачитывания иска и возражений на него ответчика. Истцу и ответчику - право выступить (по частным искам – 1 вы­ступление, по публичным – 2). По окончании прений глашатай суда предлагал сторонам обжаловать действия друг друга. Затем судьи без обсуждения приступали к голосованию. Дело выиграно, если за него подавалось большинство голосов, при = голосов ответчик считался оправданным. Если в законе не указана санкция по этому делу, судьи по вынесении решения определяли ее - обычно следовали за санкцией, которую предлагал истец (обвинитель).

Законодательство Ликурга

Основным источником наших знаний о Ликурге является его жизеописание, созданное Плутархом, который опирался на множество источников, до нас не дошедших.

Предание гласит, что готовя реформу, Ликург объездил ряд стран: Крит, Малую Азию, Египет, где ознакомился с местными обычаями. Вернувшись, он обратился к Оракулу в Дельфах, который дал ему т.н. “Великую ретру”. Ликург называл все свои постановления ретрами, чтобы убедить всех, что они даны оракулом.

Исследователи считают эпоху законодательства царя Ликурга (IX в.) эпохой дорийского синойкизма. Синойкизм проявился и в том, что в Лаконике существовал только один город дорийцев - Спар­та, от названия которого получили свое прозвание и жители этой местности.

По совету Дельфского оракула Ликург разделил народ на филы и обы, ввел общегосударственный культ Зевса и Афины, учредил Совет старейшин из 30 членов, который сдерживал царскую власть (т.к. имел = ей право голоса) и поддерживал ее (становясь на сторону царя, чтобы дать отпор демократическим стремлениям). В народных собраниях никто не имел права высказывать своего мнения народ мог только принимать или отвергать предложения геронтов и царей.

Ликург ввел в государственную жизнь самый настоящий коммунизм, сделав собственником земли государство, которое распределяло земельные наделы только среди граждан. Отчуждать эти наделы запрещалось, если они становились вымо­рочными, то государство само заботилось об их судьбе. Известны постановления Ликурга против роскоши, против упот­ребления золота и серебра (приказал употреблять железную монету, но она была очень тяжелой и громоздкой + железные деньги не ходили в других государствах). Ликург разрешил строить спартиатам дома только при помощи пилы и топора.

Законы Ликурга не были писаными. Предполагалось, что они войдут в нравы и образ жизни, чтобы сжиться с ними навсегда.

Запретил вести войну с одними и теми же неприятелями, чтобы, привыкнув оказываться сопротивление, они не сделались воинственными.

Для проверки благосостоя­ния граждан учредил Сисситии - общественные обеды в среднем из 15 участвующих лиц, которые устраивались вскладчину. Каждый сиссит обязан со своего участка земли постав­лять определенное количество продуктов.

Она также постановил давать всему подрастающему поколению "спартанское воспитание" за гос.счет. Реформа была направлена на воспитание воинов. Слабых новорожденных кидали в пропасть, крепких же отдавали кормилицам, которые воспитывали в них силу и смелость

Спарта просуществовала до 146 до РХ, оставаясь верной законам Ликурга в течение 5 веков. До этого времени ее государственное устройство не претерпело практически никаких изменений.

Население в древнем Риме.

Население различалось по полноте содержания правоспособности. Полнаяправоспособ­ностьвключала: status libertatis, status civitatis, status familiae. Их содержание - отдельные правомочия: iusconnubii, iuscommercii (полная гражданская право- и дееспособность), iussuffragiiethonorum (право избирать и быть избранным, т.е. политическая право- и дееспособ­ность). Изменения в положении лица, связанные для него с невозможностью пользоваться одним или несколькими из этих правомочий - "умаление правоспособности": (1) утеря всех статусов за счет утери statuslibertatis; (2) утеря statuscivitatis, поэтому утрачивался и statusfamiliae – например, оставаясь юр.свободными, не обладали полит.правами: варвары, языч­ники, евреи, вероотступники и еретики; (3) самое незначительное умаление в правах – утрата statusfamiliae – смена агнатских родственников (выход замуж, эмансипация, усыновление).

Полноправные римские граждане. Изначально – только патриции. Имели свои роды, курии, обладали полнотой имущественных, семейных и полит. прав. Из них формировался Сенат и магистраты города. Они одни могли служить в армии и владеть agerpublicus.

Образование нового класса нобилей – служилой аристократии, не обязательно патриции, могли выдвинуться за заслуги перед республикой. Они могли держать у себя в прихожей и нести на похоронах посмертные маски предков. Запрещено заниматься торговлей. Впоследствии превратились в собственников земли. В эпоху поздней республики появляется класс всадников. Право быть присяжными на суде. Чтобы содержать коня, надо быть богатым – постепенно становятся плутократией. Впоследствии превратились в банкиров.

В эпоху принципата – сословный подход к высшим (благородным) слоям населения - 2 слоя по имущ.цензу и происхождениу: сенаторы (>млн. сестерциев, не несли повинностей, сенаторское звание – наследственное) и всадники (>400 тыс. сестерциев, свое сословное управление, входят в высшие магистраты, императорские чиновники). В эпоху домината – остались только сенаторы: звание м.б. пожаловано принцепсом, платят подати, ценза нет.

Плебеи. Юр.свободное население. Потомки пришлого населения. Нет iusconnubii с патрициями, statuscivitatis почти отсутствует. Но есть iuscommercii. В остальном = вольно­отпущенникам. Впоследствии их допустили в центуриатные комиции (нар. собр.) и предо­ставили право избирать. При республике усилили требования =правия с патрициями в вопросах допуска к магистратурам и права вступать в брак с патрициями. Форма борьбы – сецессии плебеев – уход из города, чтобы основать свою гор. общину. В результате учреждены спец. плебейские магистраты – трибуны и плебейские эдилы им в помощь, приняты Законы XII таблиц, право провокации на приговор любого магистрата, трибутные комиции (совместные заседания плебеев и патрициев) и т.п. Впоследствии разница между плебеями и патрициями исчезает. Организуют много проф. корпораций.

Колоны. Юр.свободные, но эк.зависимые люди. Появляются из срочного договора аренды – не могут выполнить обязательства, договор продлевается, недоимки по нему растут, поколения арендаторов продолжают сидеть на земле одного землевладельца, превра­щаясь в принадлежность земли, но долги колона арендатору в наследственное имущество арендатора не входят, а передаются по завещанию отдельно. Не могут уйти с земли. При Константине нет iuscommercii без ведома владельца – не могут ничего отчуждать ни с земли ни с пекулия. Iusconnubii тоже ограничено.

Вольноотпущенники. В эпоху республики различали отпущенных на свободу рабов и их потомство. Отпускали посредством манумиссии (в завещании, виндикацией, при переписи), которая была срочной – могли обратить обратно в рабство, если не соблюдал верности клиентским отношениям с бывшим патроном. Нет полной правоспособ­ности. Право голоса, но не мог быть избран. Есть iuscommercii и iusconnubii (но не с сенаторским сословием).

Ограниченнымив status civitatis былитакже Latini, peregrini, aerarii, dediticii, barbari.

Рабы. Статус вещи. Источники рабства: плен, рождение, продажа, наказание за уголовное преступление (гос.рабы). Права в области культа, = младшему члену семьи господина. Опр. права в области брака, в т.ч. правило запрета инцеста. Наказание за убийство раба. Пекулий – имущество, переданное в управление рабу, фактический собственник – господин. М.б. стороной в обязательствах в рамках размера пекулия. Назначались управляющими хозяйством господ. Гос.рабы могли распоряжаться своим пекулием по завещанию.

Деликты.

В классический период некоторые ранее частные деликты стали публичными, а ещё появились новые частные деликты. К числу последних можно отнести обман (dolusmalus) и угрозу. Первый порождал обязательство уплатить равное ущербу возмещение, а второй – в четырёхкратном размере. Особую роль в формировании права возникновения обязательств из правонарушений сыграл Закон Аквилия (III и. до н.э.), в котором были систематизированы обязательства из деликтов, ответственности за вред, нанесённый имуществу. Предусмотренный таким законом деликт общего порядка порождал обязательство возместить причинённый ущерб.

Формулярный процесс

Со временем ЛП с его сложной и негибкой обрядовой стороной оказался несоответствующим потребностям динамически развивающегося общества (его экономическая сторона). Требовалась более гибкая форма судопроизводства, более упрощенный порядок. В итоге городской претор стал практиковать упрощенный порядок, который состоял в следующем:

1. In iure.Претор получил свободу в формировании сути спора (формулы) перед судьей.То есть (это основное отличие ФП от ЛП), теперь претор, давая исковую защиту, не был связан старым правилом об изложении иска в точных словах закона, он получил возможность признавать новые отношения развивающейся жизни или наоборот, оставлять без защиты отношения отмирающие (в силу отмирания какого-либо закона) А судья, таким образом был связан преторской формулой. Он изучал факты по делу, но не мог изменить его правовую квалификацию, уже данную претором в формуле. Претензия истца и возражения ответчика заявлялись без каких-либо обрядностей, и все это неформальное производство заканчивалось вручением истцу записки, адресованной судье, в которой указывались те предположения или условия, при наличии которых судье предписывалось удовлетворить иск, а при отсутствии этих условий – отказать в иске. Эта записка, содержащая условный приказ судье, называлась формулой. Отсюда новый процесс, сложившийся в последние годы республики и допущенный (законом Эбуция) к применению по желанию тяжущихся наряду с ЛП, получил название формулярного (per formulas).

2. In iudicio.Судья в Риме юыд аналогом современного присяжного заседателя. Он лишь оценивал доказательтва – юридическую сторону дела – насколько они были убедительны.

Выделялись виды док-в:

• Заявление сторон

• Письменные док-ва

• Свидетельские показания

• Результаты зрительной оценки судьей либо экспертом.

Принципы доказывания:

• Бремя док-вания - на обе стороны (кто, что утверждает – тот то и доказывает)

• Судья мог свободно оценивать доказательства – по своему внутреннему убеждению

• Доказательства должны были иметь дело с фактами

Далее судья выносил определенное решение, обязательное к исполнению. Если Ответчик сопротивлялся в исполнении решения, то сначала возбуждался новый иск (о принудительном исполнении требования по предыдущему иску), а если ответчик не исполнял вынесенное решение в течении трех дней, то приговаривался к удовлетворению иска в 2-х кратном размере. Ключевым понятием в ФП является «преторская формула». Формула начиналась с назначения судьи (обычно сторонами). Другие части формулы делились на обязательные и факультативные: Обязательные части формулы: 1. Intentio - суть требований и возражений сторон 2. Condemnatio – правовая квалификация дела Факультативные части формулы: 1. Demonstratio – дополнительное пояснение пожеланий сторон ( в сложных делах) 2. Audicatio – предоставление претором судье дополнительных правовых возможностей (напр., на раздел наследства) 3. Exceptio (бывало погашающим или отсрочивающим) – в этом разделе претор отмечает возражения, которые ответчик мог сделать против иска (напр.. ссылка на умысел истца при зиключчении дог