avangard-pressa.ru

Государство и самоорганизация малых форм бизнеса в РФ - Предпринимательство

В настоящее время для малого и среднего предпринимательства в России жизненно необходимо развитие общественной инфраструктуры, способной обеспечить его социальную поддержку. Самое главное - правильно выбрать путь самоорганизации предпринимателей и механизм ее осуществления. Сейчас можно утверждать, что в России существует сложившаяся система объединений предпринимателей (ОП). Есть законодательство, которое регламентирует создание и деятельность ОП: Законы “О некоммерческих организациях”, “Об общественных объединениях”, Гражданский кодекс РФ. Однако несовершенство правового регулирования деятельности предпринимательских объединений не позволяет рассматривать их как предпринимательские, поскольку в законодательстве отсутствуют не только критерии их отнесения к этой категории, но даже понятие “предпринимательское объединение”.

Объединения предпринимателей существуют сегодня в самых различных организационно-правовых формах. Одни из них являются общественными структурами, другие - хозяйствующими субъектами, т.е. коммерческими, использующими в своих названиях наименования “объединение”, “ассоциация”, “союз”.

Представителей малого предпринимательства объединяют такие известные организации, завоевавшие авторитет в предпринимательском сообществе и имеющие разветвленную региональную сеть, как торгово-промышленные палаты во главе с ТПП Российской Федерации, Российская ассоциация развития малого и среднего предпринимательства (РАРМП), Всероссийский Союз предпринимателей малого и среднего бизнеса, общественно-политическое движение “Развитие предпринимательства”.

Существуют объединения организаций инфраструктур поддержки малого предпринимательства: Ассоциация агентств поддержки малого и среднего бизнеса «Развитие», «Морозовский проект», включающий сеть региональных учебно-деловых центров, Некоммерческое партнерство «Национальное содружество бизнес-инкубаторов», Некоммерческое партнерство «Инновационное агентство», Ассоциация «Технопарк».

Некоторые профессиональные объединения охватывают в силу своей специфики, в первую очередь, малый и средний бизнес: Российская гильдия пекарей и кондитеров, Российская Палата высокохудожественных производств, Ассоциация международных автомобильных перевозчиков, Российская парфюмерно-косметическая ассоциация и др.

Объединения, выражающие интересы определенных групп населения, представляют Ассоциация женщин-предпринимателей России, Российский союз молодых предпринимателей.

Основной функцией некоторых объединений является социальная защита своих членов, например, Профессионального союза работников средних и малых предприятий и Профессионального союза работников малых и инновационных предприятий.

Многочисленные объединения действуют также на региональном и муниципальном уровнях, например, Союз товаропроизводителей (Екатеринбург), Ассоциация строителей (Приморье), Московская ассоциация малого бизнеса (Московская область).

Кроме того, существуют организации, которые не только и не столько объединяют малые предприятия, сколько поддерживают и пропагандируют идеи развития предпринимательства: Российский союз промышленников и предпринимателей, Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельских кооперативов, Лига кооператоров и предпринимателей России.

Однако, несмотря на многочисленность этих организаций, для многих из них характерны общие проблемы и недостатки: малое количество членов, отсутствие навыков лоббирования, попытки дублирования профессиональных сервисных организаций.

Задачи ОП обусловлены целями их создания и уровнем организации. На федеральном уровне ОП, как правило, занимаются координацией региональных отделений; лоббированием интересов региональных структур на федеральном уровне, а также представляют интересы малого бизнеса в государственных структурах.

К задачам ОП на региональном уровне могут быть отнесены защита интересов предприятий-членов ассоциации, представление интересов малого бизнеса на региональном уровне, оказание сервисных услуг членам ассоциации.

Практически все ОП включают в свою программу оказание услуг по подготовке кадров, консалтингу и информационному обеспечению, однако, несмотря на некоторые успехи, ОП пока еще уступают профессиональным организациям, работающим в этой сфере.

В своем развитии многие ОП проходят, как правило, несколько стадий:

1) энтузиазм при зарождении;

2) период развития (4-8 месяцев);

3) период стагнации;

4) снижение активной деятельности.

Побудительными мотивами к образованию ОП служит стремление их создателей оказывать влияние на органы власти и решать собственные проблемы, в том числе политические.

Недостаточная эффективность деятельности ОП обусловлена низкой активностью их членов, неготовностью и нежеланием государственных структур делегировать свои полномочия общественным объединениям, неподготовленностью лидеров, финансовыми проблемами.

Многие лидеры ОП испытывают трудности, в основном связанные либо с непрофессионализмом, либо с не конструктивностью отношений с властными структурами, либо с отсутствием источников финансирования мероприятий возглавляемых ими объединений.

Большая часть предпринимателей не торопится занимать активную позицию в отношении ОП вследствие индивидуализма, потребительского отношения к общественным институтам, неверия в эффективность общественной деятельности, недостатка времени.

Во всем мире широко распространена практика оказания государственной поддержки предпринимательству, и при этом в каждой стране существует своя специфика.

Государство должно быть заинтересовано в развитии ОП, поскольку они обеспечивают обратную связь между властными структурами, предпринимателем и работодателем, готовы выполнять часть функций, обременительных для государства, а также способствуют предпринимательской активности населения.

Однако на практике государство редко проявляет свою заинтересованность и не оказывает поддержки ОП, так и не став для них надежным партнером по развитию бизнеса из-за низкой управленческой культуры органов государственной власти, боязни потерять часть функций, неумения работать с общественностью.

Проблему формирования ОП обязательно следует рассматривать на фоне общей неструктурированности, размытости социальных групп в России, что само по себе как раз и является одним из следствий отсутствия внятной государственной политики в социально-экономической сфере. Кроме того, роль ОП оказывается незначительной именно в формировании государственной политики развития малого бизнеса.

Стратегию поддержки малого бизнеса при участии в формировании экономической политики органов государственной власти и управления необходимо строить, исходя из того, что развитие малого предпринимательства является важным условием выхода страны из экономического и социального кризиса и стратегическим фактором ее дальнейшего развития. Также назрела необходимость делегировать часть полномочий государственных структур по регулированию взаимоотношений бизнеса и власти предпринимательским объединениям.

Самоорганизация предпринимателей возможна лишь на основе аккумулирования и синтеза различных индивидуальных интересов и выработки единого “общегруппового” интереса. Такая деятельность предполагает, что предпринимательские объединения должны обладать:

- инновационным потенциалом - программой действий, содержащей четкую формулировку целей, основных этапов и механизмов их реализации;

- развитой организационной структурой для проведения этой программы в жизнь;

- административными ресурсами, в том числе средствами воздействия на решения властных структур.

Следует отметить важность эффективного сочетания программных и технологических аспектов в деятельности ОП. Если программные аспекты - это концептуальные подходы, идеи и декларации, то под технологическими подразумеваются способы реализации конкретных федеральных (региональных, муниципальных) программ - все, что касается инфраструктуры поддержки предпринимательства, подготовки кадров, консалтинга и т.д.

При этом существенно возрастает роль структур, умеющих на отдельном участке (в регионе, в отрасли) реализовывать конкретные технологии, не включая их (это необязательно, хотя и возможно при необходимости) в тот или иной политический контекст, в том числе конструктивно взаимодействуя с властью (если нарочито не создавать из власти и чиновника образ “врага”, несмотря на их преобладающую некомпетентность), со средствами массовой информации. Примером эффективной деятельности ОП в России может послужить отмена вмененного налога на территории Калужской области благодаря своевременному вмешательству предпринимателей.

В определенном смысле существует риск девальвации самого понятия “общественное объединение предпринимателей”, ибо они в подавляющем большинстве создавались и продолжают создаваться “под конкретных людей”. Поэтому особенный интерес представляют отраслевые объединения предпринимателей с точки зрения их ориентации на конкретный вид деятельности.

В ответ на призывы к согласованию с предпринимателями своих действий органы власти с полным основанием могут указать на невозможность такого сотрудничества, так как предпринимательское движение разрознено. Это неудивительно, поскольку общество само по себе еще структурируется, поэтому происходящие в предпринимательском сообществе процессы следует воспринимать как “болезнь развития”.

Вопрос взаимодействия с властными структурами в виде соглашения предпринимателей и правительства или обязательного согласования технологически не так прост, как это может показаться на первый взгляд. Возникает необходимость в появлении некоей координирующей федеральной надстройки с соответствующими полномочиями. Роль такой надстройки, могла бы взять на себя Торгово-промышленная палата Российской Федерации с ее региональной сетью, другая возможность - создание Общероссийского совета по малому и среднему предпринимательству. Подобная структура могла бы, вероятно, непосредственно заниматься разработкой общественного договора между органами власти и предпринимателями, который, в свою очередь, можно представить как трехстороннее соглашение между законодательной и исполнительной ветвями власти и предпринимателями.

Таким образом, самоорганизация предпринимателей является важнейшим фактором развития малого бизнеса, потенциал которой еще не исчерпан. При всей противоречивости современного состояния, ОП, несомненно, представляют собой один из немногих подлинно цивилизованных путей развития и поддержки предпринимательства и осуществления эффективной обратной связи между государственными структурами и предпринимательским сообществом, играя ключевую роль в выработке единых правил и норм в сфере малого и среднего бизнеса, способствуя становлению гражданского общества и демократических общественно-политических институтов в России.