avangard-pressa.ru

Государство как макрофактор - Педагогика

Государство можно рассматривать:

как фактор стихийной социализации (характерные для государства политика, идеология, экономическая и социальная практика создают определенные условия для жизни его граждан);

как фактор относительно направляемой социализации (государство определяет обязательный минимум образования, возраст его начала, возраст вступления в брак, сроки службы в армии и т. д.)

как фактор социально контролируемой социализации (государство создает воспитательные организации: детские сады, общеобразовательные школы, колледжи, учреждения для детей, подростков и юношей с существенно ослабленным здоровьем и др.).

17) Принцип культуросообразности воспитания

Принцип культуросообразности воспитания – в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.

В соответствии с принципом культуросообразности воспитания перед педагогом стоит задача приобщения детей, подростков, юношей к различным пластам культуры этноса, общества и мира в целом. Необходимо, чтобы воспитание помогало растущему человеку ориентироваться в тех изменениях, которые постоянно происходят в нем самом и в окружающем его мире. Важно, чтобы воспитание помогало ему “вписаться” в изменяющиеся реалии жизни, найти способы самореализации и самоутверждения, адекватные этим реалиям.

Мезофакторы социализации: регион, средства массовой коммуникации, субкультура, тип поселения. Общая характеристика.

Автором термина «социализация» является американский социолог Ф. Г. Гиддингс, который в 1887 г. в книге «Теория социализации» употребил его в значении, близком к современному, – «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни» (А. В. Мудрик, 2002).

Всего 3 фактора: микро, макро, мега и мезофакторы социализации.

Мезофакторы (мезо – средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам.

Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу – микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, – семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.

19) регион как мезофактор соц

Особенности социализации в условиях сельского, городского и поселкового образа жизни: в жизненном укладе сел силен социальный контроль за поведением человека, характерна открытость в общении; город предоставляет личности возможность широкого выбора групп общения, системы ценностей, стиля жизни, многообразные возможности для самореализации; результатом социализации подрастающего поколения в поселках является усвоение опыта, созданного в них из традиционного бытия, свойственного селу, и норм городского образа жизни.

Средства массовой коммуникации как мезофактор социализации.

Средства массовой Коммуникации (СМК) – технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение, компьютерные сети), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) на количественно большие рассредоточенные аудитории.

Объектом воздействия потока сообщений является сознание и поведение больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного конкретного средства массовой коммуникации — читателей одной газеты, слушателей определенной радиостанции, зрителей тех или иных телеканалов, пользователей тех или иных компьютерных сетей.
СМК выполняют в первую очередь рекреативную роль, поскольку во многом определяют досуговое времяпрепровождение людей, как групповое, так и индивидуальное. СМК отвлекает людей от повседневных забот и обязанностей.

Также СМК выполняет релаксационную роль. ( слушают музыку, телевизор, работа с компьютером, чтение книг становятся своеобразной компенсацией дефицита межличностных контактов, средством отвлечения при возникновении осложнений в общении со сверстниками)

“Минусы СМК” с появлением кино, радио, комп. игр, падает интерес к чтению. Много информации, порой не нужной.
Исследования показывают, что влияние СМК на развитие человека хотя и неоднозначно, но в целом позитивно. “ Плюсы”телесмотрение ускоряет развитие ребенка почти на целый год, особенно к тому времени, когда он идет в школу, ибо учит его рассуждать, дает знания, расширяет кругозор. Телесмотрение влияет на представления и кругозор малообразованных слоев населения.

Особую роль в социализации подрастающих поколений играют компьютерные сети. Работа с компьютером, с одной стороны, приводит к расширению контактов, возможностей обмена социокультурными ценностями, порождению и реализации новых форм символического опыта, развитию процессов воображения, интенсификации изучения иностранных языков и ряду других позитивных эффектов. Но, с другой стороны, она может привести к "синдрому зависимости" от компьютерной сети, способствуя сужению интересов, уходу от реальности, поглощенности компьютерными играми, социальной изоляции, ослаблению эмоциональных реакций и другим негативным эффектам.

СМК существенно влияют на усвоение людьми широкого спектра социальных норм и на формирование у них ценностных ориентации в сфере политики, экономики, идеологии, права и пр. Во-вторых, средства массовой коммуникации фактически представляют собой систему неформального образования, просвещения различных слоев населения. Как источник информации и просвещения СМК наиболее интенсивно используют люди более старших возрастов.

21) субкультура , как мезофатор соц

Немаловажное значение в процессе социализации личности подростка играют субкультуры. В современном обществе очень велико их разнообразие. Большинство людей судят о субкультуре по внешнему виду и поведению некоторых представителей, не учитывая при этом возможность влияния каких-либо факторов и личностных качеств данного представителя. Проявление яркой индивидуальности, особенно во внешнем виде, редко оценивают положительно, чаще таких людей осуждают за то, что они "не такие как все". Родители не всегда способны контролировать своих детей и, чаще всего, не знают об их интересах и проблемах. Поэтому большую часть своего свободного времени подростки проводят на улице, где свои законы и предпочтения. Там же они могут попасть в какую-либо субкультуру, не все они безопасны, но и не все так плохо влияют на человека, как принято считать. Хотелось бы сказать об актуальности исследований, связанных с проблемами подростков. интересы, ценности, которыми они обмениваются, становятся основой возникновения многочисленных групп со своей спецификой, которые далеко не всегда имеют позитивную социальную направленность, а порой и прямо антисоциальны. Подростки живут в общем социальном и культурном пространстве, и поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не отразиться на содержании и направленности подростковой субкультуры [17,56]. Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурой. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст этническое происхождение, религия, социальная группа или место жительства. Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности в группе. Для подростков неформальное течение не забава, а необходимость. Идут бурные процессы изменения в обществе, которые соответственно влияют на социализацию подростков. Проблемами социализации подростков занималась американский антрополог Маргарет Мид. По результатам своих исследований Мид опубликовала материал, ставший научной сенсацией «отсутствие в архаичной культуре специфических конфликтов подросткового возраста», из чего следует, что проблемы подростков на Западе (это в полной мере относится и к современной России) имеют чисто социальные источники [3,78]. В нашей стране этой темой занимался основатель Ленинградской школы социологии молодежи В.Т.Лисовский. Немалый вклад внесли и ученые Свердловской школы Л.Я.Рубина и М.Н.Руткевич. С конца 80-ых годов в России регулярно проводятся Виноградовские чтения, посвященные проблемами социализации и субкультуры [7,45]. Проблема и, одновременно, взаимосвязь субкультуры и социализации заключается в следующем: в нашем современном обществе подростки предоставлены сами себе, практически нет детских организаций и объединений, в которых подросток чувствовал бы себя нужным и необходимым. Да, есть объединения, в которых занимаются дети лишь до 14-16 лет. Выходя из организации, подростки не знают, что делать с полученными знаниями, и куда им идти. В этот момент на их пути должны появится организации с уклоном на развитие подростков, но такого не происходит, это пустующее место занимает субкультура. На данный момент мы видим проявляющийся интерес к субкультуре и ее влияние на подростков. В СМИ часто появляются публикации о различных неформальных течениях, которых с каждым днем становится все больше. Проявляется интерес и среди взрослого поколения, кто-то осуждает, но есть и такие, которые полностью поддерживают различные течения, чаще это те, кто в 80-ых годах был "хиппи", в 90-ых " панком" или "рокером" одним словом, понимающие современных подростков. Актуальность темы обусловлена тем, что субкультура, обладая неисчерпываемым потенциалом вариантов становления личности в современных условиях приобретает значение поискового механизма новых направлений развития общества. Так как подросток социализируется в обществе в свои 12-20 лет, то принадлежность к субкультуре отразится на его будущем социальном положении, да и на ситуацию общества в целом.