avangard-pressa.ru

Государство (право) и гражданское общество, их соотношение. - Политология

Единство гражданского общества и государства выражается:

1) в совпадении их многих целей и задач. И формирование правового государства, и создание гражданского общества преследуют одну общую цель: социальные институты призваны служить человеку, защищать его права и интересы. Рассматриваемое единство про­является и в том, что организация и деятельность основных общественно - политических, экономических и социальных структур осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и действую­щим законодательством. Так, право граждан на объединение за­креплено в ст. 30 Конституции РФ. Как видно, право на объеди­нение, по сути, есть право на свободный и самостоятельный выбор гражданами любых форм негосударственной деятельности, не противоречащих требованиям закона. Такие объединения — не­обходимый составной элемент гражданского общества. Гражданское общество возмож­но в условиях, когда экономическая система построена на право­вых началах. Рынок возможен только при наличии свободных субъектов — собственников имущества.

2)Единство гражданского общества и государства видится и в том, что оно обеспечивает условия для самовыражения и свободы человека, его инициативы, предпринимательства и т.д.

3)Единство гражданского общества и правового государства об­наруживается также и в том, что они формируются одновременно.

Различия гражданского общества государства заключены в их структуре, специфических функциях, организации.

1)Правовое государство — это организация публичной власти, обеспечивающая, «обслужи­вающая» гражданское общество. В этом смысле можно сказать о государстве как форме гражданского общества.

Гражданское общество — это система самостоятельных и не­зависимых от государства общественных институтов и отноше­ний, которые призваны способствовать реализации интересов ин­дивидов и коллективов. Эти интересы и потребности выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, система образования, научные, профессио­нальные объединения, организации, ассоциации, осуществляю­щие свою деятельность на основе реального самоуправления (тер­риториальные, производственные, просто по интересам).

2) Всякое государство организована как руководимая система, иерархия государственных органов и должностных лиц, связанных отношениями подчиненности и государственной дисциплины. Постоянная и главная цель государства – охрана общества и управление им.

В отличие от государства гражданское общество представляет собой горизонтальную систему многообразных связей и отношений граждан, их объединений, коллективов. Эти связи основаны на равенстве и личной инициативе, в том числе в самостоятельности добычи средств к существованию. Цели граждан и их объединений разнообразны и изменяются в соответствии с их интересами.

3) Государственные органы и должностные лица создаются правом, существуют и действуют строго на основе права.

Жизнь и деятельность членов гражданского общества правом не предопределены и не обусловлены. Создание и деятельность их объединений может регулироваться законом, но создаются и существуют эти объединения только по доброй воли их участников.

4) Граждане имеют правоспособность, дающую им самые широкие возможности совершать любые сделки, кроме запрещенных, в разных сферах общественной и частной жизни.

В отличие от граждан государственные органы и должностные лица наделены компетенцией, определяющей довольно узкие рамки их деятельности, предусмотренные их целью, предметом ведения.

5) Права граждан – это гарантированные возможности пользоваться какими – либо благами, которые они реализуют или не реализуют по своему усмотрению и желанию, использование прав не является их обязанностью.

Должностные лица и государственные органы пользуются правам при осуществлении своих функций для достижения поставленной перед ними цели, решения задачи.

Гражданам разрешено все, что не запрещено законом. Должностным лицам разрешено только то, что вытекает из компетенции или предписано приказом.

В юридической литературе выказывалось мнение о недопустимостижесткого размежевания гражданского общества и государства.

В нынешних условиях наблюдается вполне обоснованное усилениепроникновения государст­ва в сферу гражданского общества. Это выражается в следующем:

а) усиливаются правовые начала в жизни гражданского общества;

б) изменяется социальная роль государства: оно принимает на себя заботу и содержание социально незащищенных слоев общества, вме­шивается в демографическую обстановку общества, поскольку в ряде стран она вызывает большое беспокойство с точки зрения как избытка населения (Индия, Китай, Бангладеш), так и катастрофической его потери (Россия);

в) усиливается проникновение государства в сферу экономики, что определяется увеличением удельного веса государственной соб­ственности.

Таким образом, полного разделения общества и государства не существует, поскольку государство – продукт развития общества, форма его существования. Не разграничением гражданского общества и государства подчеркивается, что существует сфера жизни общества, которая не должна быть подвластна государству и подконтрольна ему.